Прерывание беременности - тема довольно щекотливая, и говорить о ней вслух не очень любят. Тем не менее обсуждать ее надо. В конце прошлого года в храме Христа Спасителя прошел собор, в котором приняли участие более 400 человек.
По результатам его проведения было предложено изменить Конституцию РФ, прописав в отдельной статье, что человеческая жизнь возникает в момент зачатия, а следом законодательно запретить аборты. В данный момент собираются подписи для проведения общероссийского референдума, чтобы реализовать инициативу. Сочинцы не остались равнодушны к столь жизненной теме.
Острее некуда
Сегодня проблема с абортами в России стоит очень остро. В России ежегодно делается около миллиона прерываний беременности, и как утверждают активисты общественных организаций, выступающих против абортов, лишь 10% из них были необходимы по медицинским показаниям. В последнее время об этой проблеме стали говорить особо. Может быть, масла в огонь подлила и экономическая ситуация в стране. Срок действия программы «Материнский капитал» скоро заканчивается. Как стимулировать подъем рождаемости? Да и аборты оплачиваются из средств ОМС, т.е. из средств налогоплательщиков, на что, по официальным данным, тратится около 6 млрд рублей в год, которые могли бы пойти на поддержку материнства и детства. И здесь есть рациональное зерно: ведь беременность – это естественное состояние женщины, а не патология, которую нужно лечить за счет отчисляемых нами налогов. Кроме экономических и юридических норм, есть еще и нравственные. Аборт – грех, так считают все религии мира.
Буквально на днях, 22 января, в Госдуме впервые выступил и патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Особое внимание предстоятель уделил проблеме абортов. Операция может быть только платной, считает глава РПЦ. Законопроект об отмене бесплатных абортов рассмотрят в Госдуме весной.
Как рассказала нам акушер-гинеколог Светлана Липина, несмотря на то, что в РЦП существуют очень жесткие ограничения по предохранению, презервативы все же разрешены.
Официальная позиция РПЦ и сторонников общественных организаций, выступающих против прерывания беременности, в целом понятна. Но, по мнению некоторых представителей священства, здесь тоже не надо перегибать палку. Потому что случаи бывают разные – от изнасилований и до подростковых беременностей.
– Цифры по уничтожению детей в утробе страшные, и надо как-то из этого замкнутого круга выходить, – высказал свою точку зрения настоятель одного из сочинских храмов, – но при этом не рубить с плеча, как любят делать у нас в России, надо рассматривать все нюансы.
Категоричное нет
Кстати, если вспомнить, то подобные запреты у нас в истории уже были. Табу на аборты, действовавшее в СССР с 1936 по 1955 год, медики вспоминают с содроганием.
– Можно привести историческую справку, к каким последствиям привел запрет на аборты, введенный Сталиным, – уточнила для «Народной газеты Сочи» врач акушер-гинеколог санатория «Южное взморье» Светлана Липина, – дело закончилось массой материнских смертей, страшными калечащими операциями, приведшими к инвалидизации многих женщин и бесплодию. Фактически Сталин не улучшил, а ухудшил демографическую ситуацию, в том числе и нежеланными детьми, которые умирали с голоду.
По признанию акушера-гинеколога, она сама является человеком верующим и, как все христиане, очень плохо относится к прерыванию беременности. Как специалист она давно от них отказалась, причем для себя с очень конкретными материальными потерями, потому что аборт у нас – дело платное и очень выгодное.
– Но тем не менее я просто категорически против их официального запрета, – настаивает Светлана Липина, – это только ухудшит ситуацию.
Мы поинтересовались, что необходимо предпринять, чтобы проблема начала сдвигаться с мертвой точки? И советы здесь просты – надо об этом говорить везде и всюду, в том числе и в нашей Православной церкви, объяснять, что это абсолютное зло, что это сказывается не только на духовности, но и серьезно бьет по физиологии.
– В одной четверти случаев аборт ведет гарантированно к бесплодию, особенно если это первое прерывание, – предупреждает гинеколог. – Причем многие считают, что если аборт прошел без осложнений, то все в будущем будет в порядке. Это не так. Есть такие заболевания, как, к примеру, эндометриоз, который, не манифестируя себя сразу, в дальнейшем приводит к бесплодию.
Усилить контроль
Ветеран труда, отличник образования Тамара Моргунова, которая посвятила педагогической сфере 34 года (работала и в органах опеки и попечительства), предлагает для частичного решения проблемы больше внимания уделять поведению подростков.
Негативных последствий от запрета абортов, который утвердил Сталин, оказалось гораздо больше, чем положительных. Аборты все равно делали - но тайно, в антисанитарных условиях.
За детьми, чтобы они не наделали глупостей, надо следить не только в семье, параллельно этим должны предметно озаботиться и определенные структуры.
– Есть социальные условия формирования сексуальной распущенности, в зависимости от того, что дети читают, смотрят. На некоторых это влияет и приводит к психосексуальной расторможенности, – считает Тамара Моргунова. – Но без ежедневного контакта с детьми этого не выявить, и этим вопросом должны быть озабочены психологи. Сейчас есть очень хорошая служба профилактики семейного неблагополучия при управлении социальной защиты. Желательно бы там, а также в школах, усилить работу психологов и социальных педагогов.
Женщины, решившиеся на прерывание беременности, должны знать, что, кроме эндометриоза, после аборта всегда возникает асептический метроэндометрит (воспаление слизистой матки), даже если нет инфекционного агента.
До конца решить проблему с нежелательными беременностями и полностью от нее избавиться, по мнению заслуженного педагога, не получится. Но профилактировать ее необходимо.
– Этим надо серьезно заниматься на государственном уровне и обсуждать, потому что в противном случае проблема решаться не будет, – уверена ветеран труда.
Часто беременные женщины, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию, находятся в панике и больших сомнениях, что делать дальше – оставлять ребенка или нет.
Чтобы помогать женщинам в подобных случаях, при Городской больнице №9 уже несколько лет существует Центр медико-социальной помощи беременным, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Есть и такая категория женского населения, которая морально страдает от сделанного ранее прерывания беременности.
В центр может обратиться любая женщина независимо от прописки, места проживания и регистрации, и получить психологическую поддержку.
Могут обратиться туда и женщины, которым требуется психологическая помощь после аборта. Как нам объяснили психологи, уже замечено, что есть постабортный синдром, когда после прерывания беременности возникает целый комплекс проблем. Могут начаться внутренние личностные проблемы, проблемы в общении с противоположным полом, дома, на работе и т.д.
Кроме всего прочего, женщины могут получить поддержку и в Русской православной церкви.
В любом случае, мнения по поводу необходимости в обществе абортов всегда будут разделены, потому что существуют тысячи жизненных коллизий, которые диктуют женщинам свои условия. И полностью избавиться от них наверняка не удастся. И запретами здесь вряд ли поможешь.
Нужна просветительская работа. Необходимы статьи о том, что такое аборт на самом деле, которые будут влиять на формирование общественного мнения. Нужны по-настоящему работающие центры по поддержке женщин в кризисных ситуациях и определенные социальные гарантии для малоимущих семей с детьми. Да и еще – молодые люди должны знать, что аборт – это не средство контрацепции, и заботиться лучше обо всем заранее.