logo

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ГОРОДА СОЧИ

«Танцовщица», «литературная скамья» «греческая беседка»: что есть уникального в Дендрарии Сочи кроме растений?

Это интересно

Опросы

Как Вы считаете, украшают ли город инсталляции из пластика и светящиеся арки?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...
реклама
logo

Сдается рекламное место

Недавно были в парке «Дендрарий», где, среди экзотических деревьев и кустарников, есть и много различных скульптур, беседок и сооружений. Не могли бы рассказать, что они обозначают? Возможно, есть какие-то исторические подробности на эту тему…
Семья Медведевых

Мы обратились с подобным вопросом в пресс-службу Сочинского национального парка. И получили исчерпывающие  ответы.

«Литературная скамья»

Скамья получила название «литературной» из-за находившихся на её колоннах-пилонах четырёх мраморных бюста русских поэтов и писателей: А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. Взгляды, и творчество этих классиков русской литературы, по всей видимости, находило наибольшее понимание и отклик в душе основателя парка – Сергея Худекова. Утрата изваяний произошла в советский период, по всей вероятности, в довоенные годы.

Сидение выстроено в классическом стиле архитектуры конца XIX века и выступает изначальным элементом композиции. Имеет форму полукружия общей протяжённостью 13 метров и состоит из трёх частей. Две крайние ограничены пилонами, в форме усеченной ступенчатой пирамиды. Центральная часть является более сложной архитектурной конструкцией, отличается по высоте и дополнением декоративных лепных украшений.

Позже, по решению владельца имения перед «литературной» скамьёй была установлена скульптура «Танцовщица», завершившая композиционное оформление нижней площадки перед виллой «Надежда».

Скульптура «Танцовщица»

Скульптура олицетворяет любовь основателя парка к балету. Она изготовлена по эскизу С.Н Худекова на петербургском чугунолитейном заводе Ф.К. Сан-Гали и преподнесена ему в качестве дара за большой заказ, сделанный в период обустройства имения. Основой творческого замысла автора послужил балет «Эсмеральда», в постановке его друга М.Петипа, премьера которого состоялась на сцене Мариинского театра в 1886 году. По устоявшемуся мнению статуя имеет определённое сходство с произведением французского мастера Эдуарда Шарль Мари Хоссена «Эсмеральда».

Скульптура танцовщицы установлена на основании, состоящем из прямоугольного постамента и части античной колонны.

Архитектурно-скульптурная композиция расположена в центральной исторической части парка «Дендрарий» к северу от главной видовой площадки виллы «Надежда» и её территория связана с ней двумя лестничными маршами. Ансамбль представляет собой самостоятельное парковое сооружение эпохи модерна и состоит из полукольцевой каменной скамьи и скульптуры на постаменте. Его формирование происходило одновременно со всем комплексом садово-парковой скульптуры и завершено в 1899 году.

«Греческая» («Мавританская») беседка

Архитектурный ансамбль находится в центральной исторической части парка «Дендрарий». Он располагается по склону тремя террасами. Верхнее сооружение представляет собой восьмиколонную ротонду, от которой лестница с колоннами пергол спускается к площадке со скамьёй.

Здесь композиция дополняется двумя массивными колоннами со скульптурами. Нижняя часть окружена пилонами с портиками и небольшой видовой площадкой с балюстрадами. Далее лестница выводит на площадку украшенную скульптурами львов.

Несмотря на второе наименование, мавританские элементы в декоративной обработке беседки не присутствуют, весь декор построен на мотивах классической архитектуры. По объемному решению и пластике произведение относится к садово-парковой архитектуре конца XIX века.

На площадке ниже ротонды размещается скульптурная часть беседки. Мощный пилон стал опорой высокой колонны, завершенной антаблементом с львиными масками в карнизе и литой статуей женского божества, стоящего на раковине.

По сложившемуся мнению это древнегреческая богиня любви – Афродита, выходящая из морской пены.

Дополнением композиции служит пилон, оформленный мощным профилированным карнизом, на котором на небольшом пьедестале установлена литая чугунная скульптура мальчика – божества, трубящего верхом на дельфине.

Это Эрот – безотлучный спутник и помощник Афродиты, олицетворение любовного влечения и продолжения жизни на Земле.

На пилонах нижней террасы установлены три вазы. На четвертом, более высоком, с оборудованным карнизом размещена литая чугунная чаша, удерживаемая четырьмя львами. Такая композиция характерна для искусства древней Персии, но с античной (греческой) интерпретацией.

Лежащие на постаментах львы выполняют функции своеобразных охранителей ансамбля.

Главная лестница

Главная лестница является композиционной осью сооружений центральной части парка и связывает видовую площадку виллы «Надежда» с фонтаном «Амуры». Её формирование завершено в 1899 г. вместе со всем комплексом садово-парковой скульптуры.

Лестница представляет собой прямую восьмимаршевую конструкцию со ступенями и площадками из базальтовых плит, ограждённую парапетами с двухступенчатыми тумбами. Её начало определяют две скульптуры героев античной мифологии, а завершается она композицией из шести уникальных литых чугунных ваз с мифическими и орнаментальными сюжетами.

Вазы и скульптуры выполнены по образам классицизма 18-го века и изготовлены по заказу Сергея Худекова на Петербургском чугунно-литейном заводе Ф.К. Сан-Гали по каталогам французского скульптора Антуана Дюрэна, о чём свидетельствуют фирменные знаки на их основаниях.

Миф об Аталанте и Гиппомене описан древнегреческим поэтом Овидием. Девочку, оставленную в лесу отцом, подобрала и взрастила медведица.

Со временем она превратилась в прекрасную бегунью и охотницу. Но оракул предсказал ей гибель от замужества и, чтобы избежать его, Аталанта предлагала поклонникам состязание в беге, а побеждённых убивала кинжалом.
Юноша Гиппомен, решившись на такой шаг, попросил Афродиту о помощи. Богиня дала ему золотые яблоки, чтобы бросать под ноги Аталанты во время бега.

Поднимая их, она отставала, что позволило Гиппомену победить и жениться на ней. Но дальнейшая судьба героев была трагичной.

Вазы с декоративными элементами в виде химер, сирен, сфинксов сатиров и других мифических существ до сих пор порождают различные толкования и предположения об их мистическом назначении.

Наличие же на них таких масонских символов, как наугольник и меч, порождают суждения о принадлежности владельца парка к тайному обществу. Правда, до настоящего времени никаких подтверждений этому нет.

В конце XIX и начале XX века и в Европе и в России существовала мода на всё оккультное, поэтому владельцы подобных изделий, зачастую, не могли предполагать об их смысле и содержании.

Видовая площадка выстроена одновременно со всем комплексом парковых сооружений и, кроме своего прямого назначения, обеспечивает физическую сохранность виллы «Надежда». Она представляет собой сооружение с тремя террасами по склону горы, связанное с главной лестницей. Благодаря значительному перепаду уровня террас и сложной конфигурации балюстрад ограждений, создана многоплановая объемная композиция, рассчитанная на обозрение со всех сторон.

Основной архитектурной декорацией является синтез искусств, характерный для эпохи модерна. В скульптурном декоре применены литые металлические вазы разных очертаний и скульптурная группа, изображающая по замыслу заказчика тему «Утро». В неё вошли три литые чугунные скульптуры, символизирующие начало дня: петух извещает о наступлении рассвета, пастушок играет на дудочке, рыбак сетью ловит рыбу.

Скульптура «Рыбак, забрасывающий сеть» — известная работа французского скульптора, итальянца по происхождению Поля Габриеля Капелларо, работающего с фирмой Антуана Дюрена.

Общее романтическое направление видовой площадки подкрепляется декоративными львиными масками и небольшими круглыми гротами.

Фото: npsochi.ru

реклама
logo

Сдается рекламное место

реклама
logo

Сдается рекламное место